О раннем обучении детей: вред, польза, необходимость или родительская "блажь"?
  Вернуться наверх

8 917 939 59 99

Кабинет психолога Яны Кариной г. Казань

Скрыть / показать меню
15-02-2012, 23:58
6981

Раннее развитие: за и против

Категория: Точка зрения

Раннее развитие: за и против Модная нынче тенденция раннего развития и обучения детей привлекла и наше внимание. Преимущества и недостатки модного подхода. Кому нужно это раннее развитие: ребенку или это все же родительская "блажь"? Об этом и не только этот материал.

1. Сейчас наблюдается такая тенденция, что наши дети, начиная с 2-х лет, подвергаются форсированному, сверхраннему обучению, направленному на сокращение детства. Насколько это правильно и неправильно по отношению к детям?

Ну, я бы сказала, что с точки зрения родителей это обучение направлено не на сокращение детства (еще ни от кого из родителей такой формулировки не слышала), а на развитие задатков, способностей в надежде вырастить талантливого, гениального ребенка. Но, если смотреть на вещи здраво, то, да, по существу, это именно сокращение детства, лишение детства, беззаботности наших детей.
Тут сложно ответить однозначно, т.к. ни одна крайняя точка зрения не будет полной и объективной. Поясню: с одной стороны, мы (например, психологи и педагоги) знаем, что у детей есть так называемые сензитивные периоды развития, когда ребенок наиболее восприимчив к обучению, особенно активно развивается. И эти периоды хорошо заметны в раннем возрасте, со временем эта «чувствительность», восприимчивость у человека снижается (известно, например, что иностранные языки лучше всего изучать в детстве, т.к. они в этот период хорошо усваиваются). И с этой точки зрения, наверное, грех не использовать этот период для обучения и развития ребенка.

Раннее развитие: за и против С другой стороны, в таком нежном возрасте ребенок нуждается только в родительской любви, заботе и ласке. И никакое сверхраннее обучение САМОМУ ребенку не нужно! Он развивается просто так – общаясь с мамой, папой, бабушками-дедушками, ровесниками в песочнице, гуляя на природе и т.д. Ребенок в этом возрасте все впитывает из среды как губка, и ему не нужно это «форсированное» обучение, с ним надо просто разговаривать, рассказывать ему про то, что он видит, что его окружает. По отношению к ребенку правильно просто его ЛЮБИТЬ, чтобы он гармонично развивался.

2. Волнует то, что дети совершенно не учатся общаться, решать конфликтные ситуации, жить в обществе разных людей: злых, добрых, завистливых и т.д. Это так важно для их дальнейшей жизни. Раньше это заменяла улица, сейчас на улицу мало кто отпускает. Ваше мнение на этот счёт?

Дети в любом случае учатся общаться: в детском саду, в школе, просто делают они это с разной степенью успешности.
Улица… Не думаю, что это выход.
Дети при желании общаться, все равно, образуют какие-то свои компании, группы и т.д. и дружат своим «подобравшимся» составом. А люди, которые не умеют общаться и решать конфликты, были, есть и будут во все времена. Просто, возможно, в наше время, благодаря (или из-за) распространенности информационных технологий, таких людей, которые стремятся и умеют общаться «в живую», становится меньше. Раннее развитие: за и против

3. Как вы оцениваете школьное будущее ребёнка, который очень развит, много знает, но совершенно не умеет общаться со сверстниками?

Если под «школьным будущим» мы имеем в виду успешность обучения, его успеваемость, то она будет очень хорошей. А если количество или, вообще, наличие друзей, то ребенок будет страдать от этого особенно сильно в подростковом возрасте. Т.к. именно в этот период общение между детьми выходит на первый план, становится потребностью, особой деятельностью, благодаря которой подросток развивается и социализируется.

4. Что для маленького ребёнка первично общение или обучение?

Раннее развитие: за и против Для маленького ребенка первично, конечно, общение, игра. Именно в процессе игры и общения со взрослыми он развивается и познает мир.

5. Некоторые родители против садика. Правильно ли для ребёнка сидеть дома с мамой, няней или бабушкой?

Думаю, что садик нужен, но не с полутора и не с 2 лет, а лет с 4. Тут важно и то, что к 4 годам иммунитет формируется, ребенок будет меньше болеть, и то, что в этом возрасте у него уже появляется ПОТРЕБНОСТЬ общаться с детьми своего возраста. Кроме того, важно, чтобы перед школой ребенок уже умел общаться со сверстниками, строить с ними отношения, решать конфликты, договариваться. Иначе школа будет стрессом не в связи с самой учебой, а именно из-за большого количества контактов. Все-таки дом, семья, няня – это среда такая, «тепличная», а школа – это уже настоящая жизнь, со своими правилами.

Раннее развитие: за и против 6. Как вы расцениваете «общение» детей с компьютером?
А как его можно расценить?! :-) Плохо, конечно, в неумеренных количествах, но другого у нас и не знают! Во всем должна быть мера. Хорошо, что современные дети умеют обращаться с такой «интеллектуальной» техникой, быстро ее осваивают. Но тут возникает много нюансов: с какого возраста допускать до компьютера? С какой целью: смотреть мультики, играть, учиться или сидеть в интернете? Сколько времени проводить за компьютером? И т.д. С моей т.зр., к компьютеру можно допускать ребенка под присмотром взрослых со старшего дошкольного возраста, для учебы, немного для развлечения, но время и условия должны быть строго регламентированы, и речь не может и не должна идти об интернете и социальных сетях.

7. Какими на ваш взгляд должны быть обучающие процессы ребёнка от 1 до 5 лет?

Раннее развитие: за и против Обучающие процессы для ребенка такого возраста – это игра. Развитие через игры, обычные игры со сверстниками, братьями-сестрами, родными; можно обучающие, если ребенок охотно их воспринимает. И, повторюсь, это общение со взрослыми, простой разговор. Ребенок задает много вопросов, отвечая на них, мы и развиваем его, обогащаем его внутренний мир, расширяем кругозор.
Я в свое время была поражена тем, сколько знает о природе и растениях моя, тогда еще 3-х летняя, дочка, которая проводила время на даче с бабушкой и дедушкой. Они просто рассказывали ей то, что знают сами, о том, что она видела вокруг себя. Я, «лишенная» дачного детства, просто не знала много и училась у своей же дочки.

8. К чему может привести патологическое желание со стороны родителей привить деткам нынешнего поколения много знаний и не научить общаться?

Стоит признать, что для родителей ребенок часто является не просто ребенком, а неким знаком престижа и статуса, если ребенок умен и успешен. Ребенок же «середнячок», «звезд с неба не хватающий» - становится и знаком «позора» и символом неуспешности родителей. Т.е. через ребенка многие взрослые пытаются реализоваться и самоутвердиться как родители, ребенок становится мерилом их успеха, их «медалью». С другой стороны, часто взрослые пытаются навязать ребенку какие-то увлечения и интересы, в которых они сами когда-то не достигли успеха, но очень хотели. «Я не играю на музыкальных инструментах, так пусть он/она будет уметь». Или: «Я так мечтала танцевать (петь, рисовать – список можно пополнять до бесконечности), но не сложилось. Я приложу все усилия, чтобы это мог/ла сделать он/она». Но с какой стороны не посмотри, на интересы ребенка здесь никто не обращает внимания! – про них, вообще, будто забыли… Но ведь именно на него, его желания, интересы, вкусы и т.д. мы, родители, и должны ориентироваться в первую очередь!
Излишние нагрузки просто ломают ребенка, особенно тогда, когда он сам не хочет заниматься тем, что навязывают родители, чем занимается без души, против воли. Таким образом можно просто убить у ребенка навсегда охоту заниматься чем-то сверх программы, ставить цели и добиваться их. Для них это будет выглядеть не как цель, которую интересно поставить и достичь, а как давление, прессинг. Такие люди во взрослом возрасте перестают к чему-то стремиться, довольствуясь тем, что имеют, хотя у них есть способности, чтобы добиться большего – они становятся пассивными. Другая крайность – это перфекционизм: делать все наилучшим образом, и делать много, стараясь убедить всех вокруг в своей «хорошести», незаменимости, ценности, стараясь заслужить любовь через достижение целей и через успешность во всем. Потому что для них любовь всегда останется условной (а не безусловной) – и условием ее получения от других они будут считать свои награды, достижения и другие доказательства своей ценности. Поэтому в перовом вопросе я выделяю, что «По отношению к ребенку правильно просто его ЛЮБИТЬ, чтобы он гармонично развивался». Его важно любить. Любить всякого. Послушного и не очень, успешного и нет, талантливого и даже глупого. Потому что любовь невозможно заслужить своими талантами, достижениями, да и не нужно этого делать: она либо есть, либо ее нет. И став взрослыми, многие (особенно девушки) стараются быть хорошими, умными, покладистыми, чтобы их любили. И отношения все время заканчиваются неудачно, а они не могут понять, почему? Да, ведь все просто - любовь невозможно ни заслужить, ни купить… Любят просто за то, что ты есть. И для детишек важно именно это, чтобы их любили просто так, потому что они есть.

Раннее развитие: за и против9. Каким вы видите будущее «детей-вундеркиндов», не умеющих общаться?

Они могут хорошо устраиваться в жизни, иметь хорошую работу и получать за нее хорошие деньги. Просто внутри себя они могут быть очень несчастны из-за того, что не умеют строить отношения, приближаться к другому человеку и позволять приближаться ему к себе. Я знаю об этой проблеме не понаслышке, мне все время приходится работать с людьми, имеющими сложности в общении. И, как правило, они развиты, хорошо учились в школе, с ними интересно разговаривать. Да, вот беда, их самих от необходимости общаться с людьми просто в дрожь бросает (и это, к сожалению, не метафора!), но при этом они сами глубоко страдают от этой своей особенности… А мальчишки-девчонки, которые учились с трудом, зато легко заводили знакомства - живут и забот не знают. Мало ли таких примеров в нашей жизни!..



Вход в админ-панель

Впервые на нашем сайте? - Зарегистрируйтесь!
Потеряли пароль? - Легко восстановим!
Интернет-магазины Республика Татарстан - Каталог сайтов

Деловой портал Казани Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU

в справочнике ПСИХОЛОГИ РОССИИ Каталог сайтов yandex-top10.com Яндекс-TOP10 Каталог сайтов servisseo.ru быстрая индексация, подъём ТИЦ Медицина и фармацевтика - белый каталог медицинских сайтов

MyMed Tatarstan.Net - все сайты Татарстана